Logo

+7 (495) 921-39-07 (многоканальный)
ул.Садовническая, д. 11, стр. 12
(м. «Новокузнецкая»)

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров
Авторам

Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа" - ведущее издательство, специализирующееся на выпуске профессиональной медицинской и фармацевтической литературы. Наличие первоклассной материально-технической базы и высококвалифицированных сотрудников позволяет нам обеспечивать высокое полиграфическое качество книги и быструю предпечатную подготовку авторских рукописей.

Основные виды наших изданий

  • Учебники и учебные пособия для студентов медицинских вузов и колледжей, отвечающие всем современным требованиям к учебной литературе, соответствующие учебным программам, содержащие актуальные данные.
  • Руководства для врачей
    • "Национальные руководства" - первая в России серия практических руководств, содержащих всю основную информацию в рамках конкретной специальности, необходимую врачу для повседневной работы и непрерывного последипломного образования. Руководства включают типовые планы лечения больных, основанные на клинических рекомендациях, памятки для пациентов. Все главы четко структурированы, для исключения возможности ошибок авторские рукописи проходят этапы научного, издательского, технического и контрольного редактирования, а также двойную корректуру.
    • "Клинические рекомендации" - серия практических руководств по основным медицинским специальностям. Цель проекта - предоставить практикующему врачу рекомендации по профилактике, диагностике и лечению наиболее распространенных заболеваний, ранжированные по уровню достоверности. Книги серии отличают современность, достоверность, применимость на практике и удобство в использовании.
    • "Библиотека врача-специалиста" - это небольшие руководства, охватывающие определенную узкую область в отдельной специальности. Руководства помогают врачам углубить знания по профилактике, диагностике и лечению конкретных заболеваний.
  • Атласы. Возможность визуализации учебного материала - главное достоинство такой книги. Важно не только подготовить текст рукописи без ошибок, сверив со словарями все термины, но и точно передать оттенки цветных фотографий и рисунков. При печати атласов мы используем самый высокий уровень полиграфии, позволяющий гарантировать высокое качество иллюстраций.
  • Справочники.
  • Научно-практические журналы для врачей - подробную информацию см. в разделе сайта "Периодические издания (журналы)".
  • Электронные системы "Консультант врача", "Консультант студента", "Формула врача" - подробную информацию см. в разделе сайта "Электронные библиотечные системы".

Издательство также оказывает услуги по подготовке заказных изданий. Книги проходят полный цикл: от рукописи до печати в типографии (обязательны редакционная подготовка, присвоение ISBN, библиотечных кодов и пр.).



Контактная информация

По вопросам издания книг, заключения договоров, выплат авторских гонораров Вы всегда можете обратиться к нам - по телефонам, представленным в разделе "Контакты".

Для удобства рассмотрения Ваших заявок на издание книги просим Вас заполнить план-проспект и прислать информацию в отдел новых проектов по адресу author@geotar.ru.



КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  Виды учебных изданий
  Грифование учебных изданий

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ИЗДАНИЮ
  К объему и структуре учебного издания
  К содержанию учебного издания и качеству информации
  К стилю изложения и оформлению учебного издания
  К тестовым заданиям
  К авторскому оригиналу

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ И АВТОРОМ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебное издание — это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые изложены в удобной для изучения и преподавания форме, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения (согласно ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения).

1.1. ВИДЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ*

Учебник — издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее принятой программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие — издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно–методическое пособие — издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части).
Учебное наглядное пособие — издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию, переданные изобразительными, наглядными средствами.
Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Хрестоматия — учебное издание, содержащее систематически подобранные литературно–художественные, исторические, научные и иные произведения или отрывки из них, а также документы, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.
Учебная программа — учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части).
Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

1.2. ГРИФОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

 Оценка соответствия содержания ФГОС примерным или рабочим программам дисциплин;
 оценка соответствия современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы с учетом уровня профессиональной образовательной программы.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ИЗДАНИЮ

2.1. К ОБЪЕМУ И СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

2.1.1. Соответствие названия и содержания учебника наименованию дисциплины ФГОС ВПО или ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и полное раскрытие примерной программы по конкретной дисциплине. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику, которое может охватывать лишь часть (несколько разделов) примерной программы.

2.1.2. Соответствие общего объема учебного издания или его структурных компонентов (разделов, глав) количеству учебных часов, предусмотренных на изучение данной дисциплины:
 1 авторский лист** — на 10–12 академических часов для образовательных учреждений СПО (для учебников и учебных пособий);
 1 авторский лист — на 5–7 академических часов для образовательных учреждений ВПО (для учебников и учебных пособий).

2.2. К СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ И КАЧЕСТВУ ИНФОРМАЦИИ

2.2.1. Преемственность и взаимосогласованность. Содержание учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между смежными дисциплинами и всеми дисциплинами учебного плана должно основываться на соблюдении принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин и преемственности между этапами высшего и послевузовского образования.

2.2.2. Прикладной характер. Учебное издание по клиническим дисциплинам должно соответствовать актуальным и давно устоявшимся положениям медицинской науки и клинической практики. Учебный материал должен носить прикладной характер. В содержание включается дидактически отобранная информация, которая не только соответствует образовательному уровню обучаемого, но и будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности будущего специалиста.

2.2.3. Самодостаточность. Учебное издание должно содержать основную информацию по дисциплине в соответствии с учебной программой по дисциплине и ФГОС (см. пп. 2.1.1 и 2.1.2). Дополнительная информация может быть представлена как электронное мультимедийное и интерактивное приложение к книге: словарь терминов, авторский справочник, атлас цветных иллюстраций, тестовые задания, обучающие фильмы и др.

2.2.4. Наличие справочного аппарата желательно. Он может включать различные указатели (предметный, именной, лекарственных средств), список условных сокращений и рекомендованную литературу (за последние 5 лет). Перечень учебно–методической обеспеченности дисциплины должен включать основную (чаще один источник) и дополнительную литературу, включая ресурсы сети Интернет и современные издания известных иностранных издательств.

2.2.5. Стандартизация в употреблении терминов. Термины и определения, приводимые в учебном издании, должны быть научно достоверными и унифицированными. В тексте следует использовать только современные классификации и номенклатуры: МКБ–10, международную систему единиц СИ, анатомическую классификацию и др. Названия лекарственных средств нужно приводить в виде международных непатентованных наименований, зарегистрированных в России (в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств).

2.2.6. Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала и обобщающими его.

2.2.7. Обязательно наличие методического аппарата в виде контрольных и тестовых вопросов с пояснениями, ситуационных клинических и других задач, которые необходимы как студентам (для подготовки), так и преподавателям (для проведения занятий):
 вопросы к каждой главе, параграфу учебника, отражающие его содержание и позволяющие закрепить изложенный материал;
 задания к семинарскому занятию;
 задания для самостоятельной работы дома;
 задания для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
 разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
 различные виды тестовых заданий.

2.3. К СТИЛЮ ИЗЛОЖЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

2.3.1. Рубрикация и структура издания задаются заранее и включают: предисловие; введение; основной материал с подразделением на части, разделы, главы; выводы. При четкой структуре текста легче избежать повторов. Деление на части должно быть подчинено законам овладения информацией – объем каждой части должен соотноситься с возможностями усвоения и запоминания материала в достаточно короткий промежуток времени. Обязательно выделение в тексте ключевых позиций различными полиграфическими средствами (полужирным шрифтом, курсивом, тематическими врезками и др.).

2.3.2. Системность, последовательность, лаконичность и простота изложения, целостность произведения и полнота изложения. Системность изложения обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательностью приводимых положений. Целостность издания достигается за счет согласованности разделов между собой. Полнота изложения определяется уровнем отражения учебной программы.

2.3.3. Четкость определений, их доступность для понимания студентами. Основное требование — все термины должны раскрываться и объясняться в ходе развития темы. Важно определить целесообразность использования того или иного термина и сохранить однозначность его употребления при обозначении однородных предметов и явлений. Количество терминов в учебнике для студентов младших курсов должно быть меньше, чем для студентов–старшекурсников.

2.3.4. Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам. Недопустимо перегружать текст аббревиатурами, особенно состоящими из 4 букв и более. Не следует употреблять аббревиатуры в заголовках.

2.3.5. Цитирование должно быть ограниченным. Ссылки следует давать на конкретные источники, которые должны быть представлены в списке литературы. Недопустимы ссылки на популярные издания, диссертационные работы, материалы, авторство которых невозможно установить, а также на размещенные в Интернете. Если все-таки дается ссылка на авторов, рекомендуется указывать только инициалы и фамилию автора, а также год публикации.

2.4. К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

2.4.1. Основные задачи тестирования:
 закрепление учебного материала;
 оценка приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков, а также уровня усвоения материала;
 определение пробелов в знаниях, умениях и навыках;
 создание мотивации к обучению.

2.4.2. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Вопросы должны предлагаться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности. Варианты возможных ответов также должны следовать в случайном порядке.

2.4.3. Условие задания и ответ (или дистрактор) должны согласовываться в роде, числе и падеже. Ответ и каждый дистрактор должны быть однопорядковыми, не выделяться по своей синтаксической структуре и быть однородными членами предложениями. Неправдоподобные дистракторы не должны предлагаться. Если правильный ответ А, то каждый из дистракторов (Б, В или Г) не должен быть частично правильным.

2.4.4. Для минимизации текста задания повторяющиеся в ответах слова необходимо перенести в условие. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины, либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях.

Заданий с «не» может быть всего 3% от их общего количества. В конце задания, представленного вопросительным предложением, ставят вопросительный знак.

2.5. К АВТОРСКОМУ ОРИГИНАЛУ

2.5.1. Авторский текстовой оригинал — текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей редакционно–издательской обработки. Мультимедийные и иллюстративные материалы (иллюстрации, аудиозаписи, видеозаписи, анимированные компьютерные рисунки и т.д.) также являются неотъемлемой частью авторского оригинала — по согласованию с редакцией.

Авторский текстовой оригинал включает следующие элементы:
 титульный лист издания;
 оглавление (содержание);
 основной текст издания с заголовками, таблицами, формулами, иллюстрациями и подписями к ним и т.п., включая авторское предисловие, введение, а также аннотацию;
 тексты справочного характера и дополнительные тексты (указатели, комментарии, примечания, приложения);
 библиографические списки.

Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Вопросы должны предлагаться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности. Варианты возможных ответов также должны следовать в случайном порядке.

Условие задания и ответ (или дистрактор) должны согласовываться в роде, числе и падеже. Ответ и каждый дистрактор должны быть однопорядковыми, не выделяться по своей синтаксической структуре и быть однородными членами предложениями. Неправдоподобные дистракторы не должны предлагаться. Если правильный ответ А, то каждый из дистракторов (Б, В или Г) не должен быть частично правильным.

Для минимизации текста задания повторяющиеся в ответах слова необходимо перенести в условие. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины, либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях.

Авторский оригинал предоставляется в издательство в цифровом виде — текст в формате MS Word 2010, напечатанный шрифтом Times New Roman кеглем размером 12 с полуторным интервалом. Текст должен располагаться по ширине. Все тексты авторского оригинала отпечатываются строчными буквами. Прописными должны быть заглавные буквы, аббревиатуры и др. в соответствии с правилами грамматики.

Сноски к формулам, буквенным символам и цифрам (включая цифры в таблице) обозначаются звездочками. Таблицы помещают в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Примечания и сноски к таблицам должны размещаться непосредственно под соответствующей таблицей.

Часть факультативной информации, предназначенной для расширения кругозора и повышения уровня знаний и умений студента, можно разместить в электронном виде на информационно–образовательном портале. Материал, планируемый для размещения только в электронном виде, необходимо помечать особым образом: выделять заливкой желтого цвета. Желательно также, чтобы данный материал представлял собой самостоятельные разделы, главы и др., а не отрывочные предложения или абзацы текста.

2.5.2. Авторские изобразительные оригиналы
Авторские оригиналы иллюстраций представляют собой плоские графические или фотографические изображения, предназначенные для полиграфического воспроизведения. Различают три основных вида иллюстраций:
 штриховые — иллюстрации, выполненные линиями, точками, заливкой одной интенсивности. К ним относят рисунки, графики, чертежи, схемы;
 тоновые — иллюстрации с различными тоновыми переходами от света к тени. К ним относят различные фотографии с натуры, в том числе и рентгеновские, КТ, МРТ, УЗИ, радиоизотопные снимки, микрофотографии, снимки с электронного микроскопа;
 многоцветные — прозрачные иллюстрационные оригиналы (слайды) и непрозрачные.

Иллюстрации должны быть пронумерованы в соответствии с последовательностью упоминания их в тексте и номерами привязаны к подрисуночным подписям. Подписи следует приводить отдельной строкой в тексте после абзаца со ссылкой на рисунок.

Иллюстрации могут быть представлены в электронном виде. Растровые изображения принимаются в форматах JPG, PSD, TIFF, EPS c разрешением не менее 250 dpi для полутоновых изображений и 600 dpi — для изображений без градаций серого (битмапы). Примерный объем файлов должен быть более 300 килобайт для иллюстраций в градациях серого и более 500 килобайт — для цветных иллюстраций. Кроме требуемых разрешения и объема файлов, следует учитывать визуальное качество иллюстраций, которое может быть ухудшено различными алгоритмами сжатия или искусственным повышением разрешения.

Векторные изображения принимаются в форматах EPS, AI, CDR. Схемы, графики, диаграммы, изображения, химические и математические формулы, выполненные в специализированных или офисных приложениях, а также иллюстрации на бумажных носителях принимаются после предварительного согласования с редакционно–издательским отделом.

3. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ И АВТОРОМ

Предоставляя издательству авторский оригинал, автор гарантирует, что ему принадлежат права на все произведение и отдельные его части. Автор гарантирует, что произведение не содержит авторского материала, правообладателем которого он не является. Автор обязан предоставлять в издательство произведение, в котором должно быть более 75% собственного текста. В случае если произведение включает в себя охраняемый авторским правом материал, правообладателем которого является другое лицо, автор обязуется своими силами и за свой счет получить все необходимые правомочия на использование этого материала в учебном издании и нести имущественную ответственность, связанную с неправомерным использованием в произведении охраняемых авторским правом материалов, принадлежащих другим авторам или иным правообладателям.

Одним из нарушений авторского права является плагиат. Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования, что влечет за собой юридическую ответственность.

 

 

___________

*  Согласно ГОСТ 7.60 — 2003.
** Авторский лист — единица измерения объема литературного произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, равная в Российской Федерации 40 тыс. печатных знаков с пробелами.
Авторский лист равняется 22–23 страницам машинописного текста на русском языке, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см2 воспроизведенного авторского иллюстрационного материала (ГОСТ Р 7.0.3–2006 СИБИД. Издания. Основные элементы. Термины и определения).