Top.Mail.Ru
Р?Р?Р?РёС?Р?С?С? С?Р?С?Р?Р?Р?РёС?
 
03 мая 2023 г.

Качественное медицинское образование всегда отличало Россию и было ее национальным брендом. Однако, развитие новых технологий задает новые стандарты в обучении. Дополнительно к этому, пандемия заставила в корне изменить способы коммуникации и принципы ведения бизнес процессов. Какими будут мировые тренды в медицинском образовании в ближайшие несколько лет, и есть ли соответствующие им отечественные разработки?

Максимальная цифровизация

Важный тренд современного образования, который точно останется с нами надолго — цифровизация. Это не только переход на дистанционное обучение, но и увеличение роли мобильных технологий, оцифровка учебников, возрастающее количество онлайн-занятий и вебинаров.

Кроме того, главной особенностью медицинского образования является непрерывность получения знаний и постоянное подтверждение квалификации, а к этому сегодня в ускоряющемся мире — особые требования. Стоит ли говорить о том, что у практикующих врачей и среднего медицинского персонала свободного времени совсем немного? Им значительно сложнее, чем студентам, встраивать процесс обучения в рабочий график. Это значит, что образовательные продукты должны быть максимально удобными в использовании, а время на освоение учебного материала должно быть оптимизировано. Поэтому бумажные книги и офлайн-занятия во всем мире дополняются интерактивными обучающими инструментами.

Еще один аспект цифровизации обучения — это перевод учебной литературы в мультимедийный формат. Открыть и читать такой учебник можно в любом удобном месте. Цифровые издания постоянно обновляются и дополняются, а значит информация не устаревает и актуализируется с развитием знаний в данной медицинской сфере.

На помощь практикующим специалистам приходят вебинары, онлайн-курсы с системой оценок, а также цифровые учебники. В России такие программы разрабатывает Высшая школа организации и управления здравоохранением («ВШОУЗ-КМК»). Это отдельные онлайн-занятия по различным темам, курсы повышения квалификации по более чем 36 специальностям, программы профессионального обучения и дополнительного образования для среднего медицинского персонала. По завершении обучения выдается диплом государственного образца.

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» сегодня — это не только крупнейший поставщик медицинского контента: учебно-методической литературы, практических руководств для врачей, атласов, национальных руководств, — это издательство, которое расширяет их возможности с помощью интерактивных технологий.

Совместно с ООО «Консультант студента» Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» создала электронную библиотечную систему (ЭБС) «Консультант студента» и «Консультант врача», которая занимает третье место в рейтинге всех ЭБС России, где размещена учебно-методическая литература для студентов и врачей.

Интерактивные технологии в системе высшего медицинского образования

Примеры электронных учебных пособий нового поколения — интерактивный атлас для студентов «Цитология и общая гистология» и учебное пособие, состоящее из руководства к практическим занятиям и атласа, по дисциплине «Патологическая анатомия» для студентов, обучающихся по направлению специалитета «Лечебное дело» и «Педиатрия». Они созданы на отечественном ПО и полностью повторяют работу с гистологическими препаратами под микроскопом.

Атлас «Цитология и общая гистология» содержит 280 оцифрованных изображений высокого качества, полученных с использованием электронной микроскопии и современной аппаратуры сканирования микропрепаратов, 12 схем и таблиц, 2 видео, имеет англоязычную версию. Главное преимущество учебного пособия — наличие интерактивной разметки на каждом изображении, которая способствует эффективному изучению гистологических микропрепаратов и курса дисциплины в целом. Программа дает возможность не только перемещаться по предметному столу во время изучения микропрепаратов и увеличивать их до 600 раз, но и позволяет добавить нужный материал в закладки для дальнейшего изучения, благодаря чему студенты могут готовиться к экзаменам более результативно.

Руководство к практическим занятиям и атлас «Паталогическая анатомия» содержат около 400 микро- и макропрепаратов, что позволяет с увеличением до 400 раз изучать основные патологические процессы, протекающие в организме за счет интерактивной разметки на каждом микропрепарате.

Эти цифровые продукты созданы врачами для будущих врачей — над их созданием работали профессоры и доктора медицинских наук ведущих российских вузов.

Геймификация в образовании

Игровые и вовлекающие механики доказали свою высокую эффективность в процессе обучения и уже стали важным трендом в мировом образовании. Поэтому они все активнее интегрируются и в обучение медицинским специальностям. Возник даже термин «edutainment»: он объединяет понятия «education» (обучение) и «entertainment» (развлечение).

Игровые механики способны вовлечь студентов в образовательный процесс, увеличить скорость усвоения информации, сформировать гибкие навыки и развить эмпатию. Это те самые soft skills, на которые в мировом медицинском образовании обращают все большее внимание.

Для студентов элементы геймификации воспроизводят действительный прием врача, помогают отработать практические навыки на виртуальных пациентах, чтобы избежать ошибок во взаимодействии с реальнымилюдьми. А отдельные геймифицированные модули, разработанные для среднего медицинского персонала, помогают научиться профессионально взаимодействовать с коллегами и врачами, эффективнее выполнять работу и интегрироваться в коллектив.

Такими разработками в России также занимается компания «ВШОУЗ-КМК». В ее портфеле ряд уникальных продуктов для высшего медицинского образования. Например, «Боткин» и «Филатов» — экранные симуляторы виртуального пациента для студентов, изучающих дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» и «Пропедевтика детских болезней», разработанные при участии преподавателей ведущих медицинских вузов страны в соответствии с действующими федеральными образовательными стандартами.

Обучение на тренажере «Боткин» воспроизводит полноценный врачебный прием взрослого пациента от сбора жалоб и физикального обследования до назначения лабораторных и инструментальных методов исследования, постановки диагноза и назначения лечения. А симулятор «Филатов» аналогично воссоздает врачебный прием ребенка.

Экранные 3D-персонажи разного пола и возраста демонстрируют положение и движения больного на приеме врача. Студент должен применить навыки дифференциальной диагностики, выбрать необходимые виды обследований, установить предварительный и окончательный диагнозы, назначить лечение.

Оба тренажера используют игровую модель с обратной связью, что способствует формированию клинического мышления у студентов. Кроме того, в программу загружены физиологические и патологические аускультационные звуки сердца и легких, которые невозможно передать через бумажный учебник. Для успешного завершения задания пользователю необходимо определить окончательный диагноз, верно назначить соответствующие методы лечения и дать рекомендации.

Оба тренажера позволяют многократно проходить ситуационные задачи, что в будущем снижает вероятность возникновения стрессовых прецедентов при взаимодействии с пациентами.

Новый инструмент для формирования клинического мышления студентов

В мировой практике существуют программы, позволяющие обучать студентов-медиков дифференциальной диагностике различных заболеваний, и геймифицированные программы, которые помогают, например, проконсультировать пациента по возможному диагнозу. Исследования доказывают, что врачи, обучаемые с помощью искусственного интеллекта и современных цифровых программ, на 22% точнее устанавливают правильный диагноз, в сравнении с теми, кто проходил только классические системы подготовки (лекции, семинары).

Интерактивное учебное пособие-тренажер «iСКУЛАП» для студентов факультетов «Лечебное дело» и «Педиатрия» по курсу дисциплин «Пропедевтика детских болезней» и «Пропедевтика внутренних болезней» (ООО «Консультант Студента»)отечественная разработка, позволяющая закрепить знания по изученным синдромам и нозологиям в двух направлениях: от симптомов к диагнозу и от диагноза к симптому.

«iСКУЛАП» имеет существенное преимущество перед зарубежными аналогами, так как подготовлен в соответствии с действующими образовательными стандартами и может быть интегрирован в систему образования вуза.

Программа работает в 3 режимах (обучение, тестирование и диагностика) и затрагивает 7 разделов медицины и более 100 синдромов в терапии, 9 систем организма и более 70 синдромов в педиатрии.

В мультимедийный комплекс загружено более 40 патологических аускультационных звуков сердца и легких и большое количество иллюстраций, которые не может вместить в себя бумажный учебник. А в разделе «Терапия» впервые собраны все синдромы по ревматологии, изучаемые на курсе пропедевтики, которые до настоящего времени не были представлены ни в одном учебнике. Специальные маркеры позволяют пользователю управлять процессом обучения и видеть свой прогресс, а студентам дается полноценная обратная связь с подсказками и подробными отчетами.

Над созданием этого онлайн-тренажера работали врачи высшей категории и доктора медицинских наук ведущих вузов страны — РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Аналоги живых пациентов, или симуляторы

Практика — важная составляющая медицинского образования. Однако, именно ее бывает сложно обеспечить в достаточном объеме в процессе обучения. Причинами могут быть как технические и материальные возможности учебного заведения, так и юридические аспекты (ответственность куратора за ошибки студента). Поэтому в современном образовательном процессе реального пациента успешно заменяет виртуальный.

На сегодняшний день отечественных интерактивных тренажеров не много, а выбор симуляторов для СПО в педиатрии еще меньше. Российские аналоги симуляторов, если и предлагают подобный цифровой функционал (видео, тесты и интеграции), то лишь в виде отдельных модулей. Это существенно увеличивает время обучения для каждого студента. А при большом потоке — сокращает время для отработки практических навыков на симуляторе. Кроме того, высокая стоимость комплексов подобного типа не позволяет учебным заведениям закупать большое количество симуляторов, поэтому нередко они превращаются в неиспользуемые презентационные экспонаты.

На зарубежных рынках аналоги с подобным функционалом представлены широко, однако их стоимость растет и будет неизбежно увеличиваться.

В России разработкой манекенов с расширенными медицинскими возможностями занимается лишь несколько производителей. В качестве примеров можно привести симуляторы, созданные в 2022 году.

Комплекс «Артемка», разработанный «ВШОУЗ-КМК», охватывает все каналы восприятия обучающегося навыкам сердечно-легочный реанимации. Взаимодействие с симулятором построено в режиме геймификации, который упрощает процесс обучения: студент отвечает на вопросы и выбирает действия, просматривая визуализацию кейса в видео и аудиоформате.

Эта разработка крайне важна, поскольку она относится к неотложной медицине, когда врач должен сориентироваться и принять решение быстро, а от правильности его действий зависит жизнь пациента.

Удобство программно-аппаратного комплекса заключается еще и в том, что он позволяет обучаться в автономном режиме, следуя подсказкам программы и проходить кейс столько раз, сколько потребуется для освоения навыков.

Интерактивные образовательные программы для среднего профессионального образования

Интерактивные образовательные программы позволяют по-новому взглянуть на весь процесс обучения, сделать его более увлекательным и эффективным. Интерактивная программа «МедМан» («ВШОУЗ-КМК») — полностью отечественное IT-решение — моделирует выполнение медицинских процедур по специальностям сестринское, лечебное и акушерское дело. Программа состоит из 138 образовательных кейсов, каждый из которых — отдельная медицинская манипуляция. Аналогов в России не существует.

Особенность программы в том, что ситуации приближены к врачебной практике с пациентом за счет современной 3D-графики и видео с реальными людьми. Обучающиеся тренируют как коммуникативные навыки (как себя вести, какие вопросы задать пациенту), так и последовательность действий (что делать, если необходимо взять кровь, мазок, провести пальпацию или выполнить другую манипуляцию). «МедМан» работает в двух режимах: обучение и тестирование.

Интерактивные учебные пособия повышают концентрацию внимания студентов. Благодаря таким программам, студенты в доступной вовлекающей форме усваивают теорию и готовятся к практической работе с реальными пациентами. Учебные заведения, в свою очередь, оптимизируют нагрузку, уменьшают затраты на образовательный процесс и могут более эффективно реализовать дистанционное обучение.

Ускоряющаяся жизнь и современная медицина ждут от студентов-медиков уже не теоретических знаний, а реальной практики. Новые технологии помогают легко подать материал в мультимедийном формате и оптимизировать процесс обучения.

Важно, что сегодня российские разработчики цифровых образовательных продуктов не просто идут по пути импортозамещения, но и создают уникальные технологии. Они позволяют студентам получить доступ к самой актуальной информации в один клик и практиковаться, независимо от того, где они находятся.