16-18 октября 2024 года состоялся III Международный конгресс РОСМЕДОБР.
На одной площадке собрались специалисты, лидеры мнений и представители организаций медицинского образования.
За три дня конгресс посетили 1387 человек, было проведено более 50 сессий, представлено свыше 250 докладов. Обширная тематика научной программы конгресса охватила все наиболее значимые аспекты современного медицинского образования. Каждый день проводилось около 20 секций, включающих пленарное заседание, симпозиумы, круглые столы, панельные дискуссии, посвященные актуальным проблемам медицинского образования.
В рамках конгресса были проведены:
- XV Международный форум «Инновационные обучающие технологии в медицине-2024».
- III Съезд российского Общества специалистов медицинского образования.
- Награждение участников Первых медицинских игр будущего – Фиджиталквест–2024 и конкурса стартапов в медицине ХЕЛСТЕХ АРЕНА.
- Награждение лауреатов премии РОСМЕДОБР в области образования 2024 года.
- Выставка производителей и поставщиков передовых технологий и решений для медицинского образования.
В рамках работы заседаний первого дня конгресса участники обсудили способы ускорения внедрения научных разработок в образовательный процесс, методы повышения профессиональной эффективности и профилактики выгорания специалистов. Особое внимание было уделено актуальным вопросам управления в здравоохранении и подготовке управленческих кадров, также рассматривалось применение иммерсивных технологий и искусственного интеллекта в обучении. Во время выступлений и дискуссий обсуждались способы ускорения трансляции знаний в цифровую эпоху. Участники поделились успешными практиками и инструментами проектирования программ дополнительного профессионального образования в медицине.
Три секции были посвящены развитию науки, альтернативным источникам финансирования научных исследований и образовательных проектов, возможностям развития вне рамок традиционных грантовых программ, важности интеграции научных исследований в сестринское дело, также обсуждались пути внедрения результатов исследований в практику и образовательные программы.
Пленарная сессия конгресса – «Фронтиры медицинского образования» – собрала экспертов со стороны органов власти, банковского сектора и ведущих учебных заведений России, среди выступающих: Семенова Татьяна Владимировна, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, Башанкаев Бадма Николаевич, председатель комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, Балкизов Залим Замирович, генеральный секретарь Ассоциации РОСМЕДОБР, Жданов Сергей Вячеславович, директор Центра индустрии здоровья Сбербанка, Колсанов Александр Владимирович, ректор ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Васильев Юрий Александрович, директор ГБУЗ «НПКЦ диагностики и телемедицины ДЗМ».
Первый день конгресса завершился церемонией вручения призов победителям Первых медицинских игр будущего «Фиджиталквест-2024».
«Фиджиталквест-2024», проведенный в формате олимпиады, был организован Российским обществом специалистов медицинского образования (РОСМЕДОБР) в партнерстве с ООО «МЕДВИАР» (резидент Фонда «Сколково»), Международным медицинским кластером, Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования (РМАНПО) и Биомедицинским кластером Фонда «Сколково». Мероприятие прошло при поддержке Минздрава России и Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ.
Второй день конгресса был не менее насыщен, состоялось множество интересных заседаний.
На сессию «Кросскультурные аспекты в медицинском образовании: путь к эффективному взаимодействию с пациентами» были приглашены представители религиозных конфессий и обсуждались вопросы этического воспитания студентов-медиков.
В рамках сессии «Технологии, трансформирующие образование» были рассмотрены вопросы влияния на подготовку будущих медицинских специалистов современных технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальные пациенты и виртуальная реальность.
Специалисты подчеркнули, что внедрение инноваций сталкивается со множеством трудностей, включая необходимость обучения преподавателей и обновления учебных программ, а также преодоление сопротивления изменениям. В то же время очевидно, что будущее медицинского образования неразрывно связано с технологическими инновациями, и для их эффективного использования необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон – вузов, разработчиков и интеграторов.
На сессии «Цифровизация медицинского образования, повышение цифровой грамотности преподавателей медицины. Переход на отечественное ПО» рассказывали о разработках, не только позволяющих в повседневной работе обойтись без западного ПО, но в чем-то и превосходящих аналоги. С 2025 года вузы должны будут перейти на российское программное обеспечение, и, конечно, это вызывает немало проблем – изменение привычных инструментов неизбежно встречает сопротивление, далеко не все нужные программы имеют отечественные аналоги.
Балкизов Залим Замирович вместе с Зариповой Зульфией Абдулловной, руководителем Центра аттестации и аккредитации ПСПбГМУ им. И.П. Павлова провели живую дискуссию на сессии «Хороший преподаватель. Стратегическая сессия» по вопросам определения ключевых компетенций преподавателя медицины и разработки стратегий для их внедрения в образовательные программы. На основе обсуждений будут сформулированы рекомендации для повышения квалификации преподавателей.
Кроме того, 17 октября прошел финал конкурса стартапов в медицине Хелстех Арена, организованного Ассоциацией РОСМЕДОБР, ООО «МЕДВИАР» и Фондом Сколково для цифровых решений в области цифровой медицины и медицинского образования. Участники конкурса представили свои инновационные идеи по направлениям «Использование искусственного интеллекта в медицине», «AR/VR решения для медицинского образования, медицинской реабилитации и хирургии» и «Цифровые решения для скрининга и мониторинга».
Авторы лучших проектов получили поддержку для воплощения своих идей в жизнь.
Третий день конгресса открыл симпозиум «Что такое «Хороший врач»? Как научить(ся) соответствовать ожиданиям», модератором которого выступила Велданова Марина Владимировна, директор Центра развития здравоохранения Школы управления СКОЛКОВО.
Симпозиум был посвящен исследованию ключевых качеств и навыков, которые делают врача действительно хорошим в глазах пациентов и коллег. Участники обсуждали важность эмпатии, коммуникации и профессионализма, а также роль образования и постоянного саморазвития в формировании этих качеств.
Во второй половине дня особое внимание уделили обсуждению технологических стартапов в медицине и медицинском образовании. Участники рассмотрели, как инновационные технологии, такие как искусственный интеллект, телемедицина и мобильные приложения, могут улучшить качество медицинских услуг и образовательных процессов. Обсуждались примеры успешных стартапов, которые уже внедряют свои решения в практику, а также потенциальные вызовы и барьеры для их распространения. Кроме того, был сделан акцент на важности сотрудничества между медицинскими учреждениями и технологическими компаниями для создания эффективных решений. Участники подчеркивали необходимость адаптации образовательных программ к новым технологиям, чтобы будущие специалисты могли успешно использовать эти инструменты в своей практике. В заключение, была отмечена роль стартапов в трансформации медицины и необходимости постоянного обмена знаниями между различными участниками процесса.
Завершением конгресса РОСМЕДОБР 18 октября стал III Съезд Российского Общества специалистов медицинского образования. На этом значимом событии президент Ассоциации Лариса Константиновна Мошетова и генеральный секретарь Ассоциации Залим Замирович Балкизов представили отчет о проделанной работе за прошедший год и вручили свидетельства о вступлении новым членам Ассоциации — юридическим лицам.
В ходе Съезда единогласно был избран президент-элект Ассоциации РОСМЕДОБР. Следующим президентом станет Александр Михайлович Лила, директор ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой.
В заключение Съезда состоялось награждение победителей премии Ассоциации РОСМЕДОБР в области образования 2024 года. Лауреаты премии были отмечены за свои выдающиеся достижения в нескольких номинациях:
- Инновации в обучении
- Технологичное образование. Электронные технологии
- Технологичное образование. Симуляционные технологии
- Экспорт образования и межкультурное взаимодействие
- Мягкие навыки
Одним из ключевых событий конгресса стала выставка, в которой приняли участие более 20 компаний – производители передовых технологий и решений для медицинского образования.
Завершая работу III Международного конгресса РОСМЕДОБР, президиум и оргкомитет поблагодарили лекторов и слушателей за активное участие в работе секций и интересные дискуссии.
Фотографии 3-х дней мероприятия можно найти по ссылкам:
Фотозона
Конференц-залы и выставочное пространство
Организатор мероприятия
При поддержке
- Министерства здравоохранения Российской Федерации,
- Центра развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования,
- Национальной медицинской палаты,
- Федерального аккредитационного центра,
- ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России,
- Федерального методического центра аккредитации,
- ФГАОУ ВО Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет),
- Российского университета дружбы народов,
- ФГБОУ ВО "Российский Университет Медицины" Минздрава России, Московского международного медицинского кластера.